Опубликовано в комментариях в группе ПДС НПСР "во" Вконтакте, сегодня
[Вопрос: Нужна ли госидеология?]
Кому? Гос-идеология - значит, государству.
Нужна ли государственная геохимия или государственная молекулярная биология, например?
Наверное, нет.
ПОЧЕМУ?
Потому, надо полагать, что геохимия - наука. Даже если кто-нибудь озаботится (в Госдуме, например), и ГОСУДАРСТВЕННАЯ геохимия таки будет создана, от этого на данном этапе развития государственная геохимия в России ничем не будет отличаться от негосударственной геохимии за пределами этого государства, государство ничего от себя не способно привнести в эту науку (какой-нибудь НОВЫЙ подход - ГОСУДАРСТВЕННЫЙ метод познания).
Значит, гос-гео-химия не нужна.
Да и никто, вроде, из государственных мужей за геохимию не заморачивается, мало кто вообще об этом слыхал (не псевдо ли наука?).
Другое дело - идеология. Ее хотят многие мужи в государстве.
В чем же дело, что так тянет их к этому предмету?
В идео-логии от науки только ЛОГИЯ. Остальное ("идео-") - от лукавого.
В правильную грамматическую, синтаксическую, наконец логическую форму должно быть облечено некое содержание, "идея", а что касается этой последней, тут вы можете откинувшись в кресле дать волю голове. "Идеи" эти как правило гуманитарные...
Гуманитарная сфера вообще превратилась в помойку.
Всяк кому ...не повезло с точными науками чувствует здесь себя "мужиком", может молоть языком совершенно свободно (я телевизор смотрю регулярно). Тут поможет только люстрация. Не оружие критики, а критика оружием.
ИДЕО-логия есть преимущественно ненаучное отражение мира (социального - в котором преимущественно живет человек). Если бы идеология была наукой (именно по своему содержанию, а не по форме изложения), в глазах государственных мужей она бы мало отличалась от геохимии... Но это не всё. Далее. На основе ненаучного отражения мира - формирование и поддержание ("идеологическим аппаратом" государства) ненаучного ОТНОШЕНИЯ к этому миру. И, конечно, обеспечение соответствующего поведения носителей взятых на вооружение государством "идей". Тут, правда, не разгуляешься, ведь в повседневной жизни люди себя так не ведут, ВЫНУЖДЕНЫ жить более или менее рационально - в соответствии с законами природы.
К плохо работающему телевизору мы НЕ ТАК относимся, как к плохому БАЙДЕНУ.
В Байдена я, носитель определенных "идей", могу и кирпичем запустить - ЕМУ в телевизоре ничего не будет. К поломанному телевизору нужен другой подход.
В повседневной жизни действует принцип ОБРАТНОЙ СВЯЗИ. Достаточно взять ШТУРМОМ какой-нибудь ларёк или сунуть ВИЛКУ в розетку.
В публичной жизни - на диване у телевизора - я и Крым брал, и ...много чего могу себе позволить. В публичной жизни обратная связь не действует.
Так вот, социально значимый идеологический поступок "в публичной жизни" мы можем совершить разве что на ВЫБОРАХ. Ну, кто-то еще на митинги ходит, но народ в основном занимается "политикой" на выборах.
Идеология служит главным образом тому, чтобы носители голосов время от времени, раз в 5 лет делали ПРАВИЛЬНЫЙ выбор.
Таким образом, поставленный вопрос можно свести к следующему:
Нужн-О ли государству ненаучное нечто?
Ответ оче-виден. Государство само отчасти является этим "нечто". Это идеологии может не быть, а "идеологический аппарат" (Л. Альтюссер) у государства всегда под рукой.