Мечта о лучшей в мире партии

d012ffbe77e0.jpg

Наша цивилизация выросла на религиях. Мы долго верили, что правду о добре и зле можно узнать только из откровений пророков. Не удивительно, что современные общественные движения до сих пор напоминают религиозные культы, в которые можно верить или не верить.

Например, существуют ли объективно права человека? Ведь в нашем мире пяти минут не прожить без использования чужого труда – пищи, жилья, электричества, транспорта, вещей. Тогда почему настолько зависимый от общества человек должен иметь объективные права? Более того – даже человеком можно стать лишь после воспитания в обществе. Ребенок, воспитанный животными – это маугли, человекоподобный зверь.

Это не означает, будто либеральные ценности лишены смысла. Однако, надо предъявлять смысл, а не внушать его, словно откровение. Иначе непонятно – чем хуже проповедники фашизма и коммунизма.

Недавно в политической жизни России возникло новое название - Партия Прогресса. Так назвали себя единомышленники Алексея Навального. Но внимание этой партии слишком сосредоточилось на ловле жуликов и воров. Получилась скорее налоговая полиция, чем идеология. Для адвоката это естественно, для политика – нет. Гитлер и Сталин тоже ловили жуликов и воров.

Непонятно – что называть прогрессом? Честность? Справедливость? Демократию? В таком случае, дикари, живущие в джунглях Амазонки, прогрессивнее нас. Поэтому многие вообще отрицают прогресс, дескать, в реальности нет ни прогресса, ни прав человека, ни свободы воли – одна лишь суровая осознанная необходимость.

Думаю, что прогресс бывает только научно-техническим. Я мечтаю о Партии Научно-Технического Прогресса. Наши технологии – самое объективное из всего, что у нас сеть. Ведь на других планетах вряд ли живут русские и американцы, христиане и мусульмане. А наши технологии реальны везде, поскольку законы природы неизменны для всей Вселенной.

Научно-технический прогресс объективен и заключается в увеличении нашего контроля над природными процессами и энергиями. Отрицание прогресса означает призыв вернуться в один из вариантов прошлого, хотя он тоже прогрессивен по сравнению с позапрошлым.

Клерикалы убеждены, что наука скорее вредна, чем полезна. Но когда она началась – с открытия ядерной физики или изобретения земледелия? Критикуя ошибки современных ученых, нельзя забывать, что даже аборигены острова Пасхи добились экологической катастрофы, вырубая леса, которые в итоге исчезли. Вместе с деревьями исчезли лодки для рыбной ловли. Население острова Пасхи сократилось до минимума, цивилизация исчезла, и люди оказались в полной изоляции на маленьком острове посреди огромного океана. Проблема не в науке, а в глупости.

Когда я призываю голосовать за Партию Научно-Технического Прогресса, многие оживляются и спрашивают – как вступить в эту несуществующую пока партию? Интуиция подсказывает им, что возникло нечто важное, прежде неслыханное и вот по какой причине.

Светское общество вовсе не лишено идеологии, как обычно считают. В основе светского общества лежит научное мировоззрение.

Не религиозное откровение, возникшее много веков назад, а коллективный опыт определяет содержание наших законов и правил. Светское общество – есть, а партии, защищающей его – нет. Попробуем взглянуть на мир с точки зрения будущей Партии Научно-Технического Прогресса. Тогда нетрудно заметить важный факт.

Нашу жизнь реально облегчают только новые технологии в производстве, экономике, образовании, медицине, отношениях. Плуг, деньги, письменность, земледелие, металлургия, домострой, народное собрание тоже были когда-то новыми технологиями.

Политики, завоеватели и проповедники не создают для нас блага жизни. Они только перераспределяют и защищают их. Отсюда следует не менее важный вывод.

Как можно больше ресурсов государства должно направляться в науку, образование, искусство.

Особенно это важно в XXI веке, когда наука превратилась в движущую силу экономики. Причем, оправдано любое капиталовложение в науку.

Даже неудачные научные проекты расширяют наши познания, а удачные значительно усиливают наши возможности. Наука способна оказаться источником неограниченного числа новых рабочих мест и главным локомотивом экономики будущего.

Но не хлебом единым жив человек. Помимо материальных потребностей, у людей есть стремление к воплощению в жизнь своих идеалов. Политики из других партий не способны объяснить – откуда берутся идеалы? Идеалы как бы сами по себе возникают и настолько разные, что кровавые конфликты между людьми будут вечно. Между тем, нетрудно объяснить – почему недовольные граждане появляются даже в материально благополучной ливийской Джамахирии.

Новые этические и политические идеалы рождаются не под влиянием инфернальных сил зла, а из-за нового поколения, для которого достигнутый уровень благосостояния - уже базовый, и в связи с появлением новых технологий, изменивших общество.

Поэтому перемены неизбежны. Об этом обязан помнить даже добрый тиран, создавший в своей стране изобилие. Единственный способ избежать перемен – это запретить изобретать и рожать.

Мудрый правитель вовремя замечает – какие перемены уже назрели, и помогает им пройти безболезненно. Глупый правитель сопротивляется неизбежному, вызывая страдания и войны.

Но как отделить неизбежное от случайного? Вряд ли разумно надеяться на мудрость одного человека. Даже теории величайших ученых впоследствии уточняются или опровергаются. Познание коллективно. Никто из людей не может похвастаться, будто сам изобрел все науки, которые теперь использует. Просто мы не всегда это осознаем.

Объективное знание демократично.

Следовательно, возможность легальной борьбы за власть должны иметь представители всех мировоззрений. Если их запрещать – они не исчезают, а радикализируются. Даже у самых диковинных маргиналов возникает иллюзия, что если бы их не запрещали, то все бы за ними пошли. Объективный результат честных выборов отрезвляет лучше цензуры.

Демократические выборы – это мирная гражданская война, которая повторяется каждые четыре года.

Реальная демократия позволяет избежать вооруженных конфликтов. Партия, получившая власть, доказывает правоту своей программы на деле. Если результат отрицательный – эта партия так же мирно теряет власть. И однажды у избирателей возникает интуитивное понимание – каким людям лучше сразу не доверять.

Только в стране, лишенной опыта реальной демократии, побеждает иррациональная вера то в одну крайность, то в другую.

Следовательно, даже фашисты с коммунистами не являются смертельными врагами Партии Научно-Технического Прогресса.

Настоящие враги человека – это невежество, бедность, болезни и ненависть.

Причем, точно такие же враги есть у всех разумных существ во Вселенной. Не удивительно, что другие люди на Земле тоже стремятся победить невежество, бедность, болезни и ненависть, но у них сложились иные представления о пути к благу. Значит, со всеми нужно общаться, договариваться, сотрудничать. Рост симпатий к фашистам и коммунистам означает обострение социальных проблем. Увеличение числа националистов подразумевает национальный конфликт. Усиление влияния клерикалов свидетельствует о разочаровании в объективной идеологии. А прославление культа личности свидетельствует, что демократия перестала быть реальной, превратилась в обман и самообман. Зная реальное состояние общества можно вовремя исправлять недостатки.

Демократия – не религиозная догма, а наиболее объективная технология управления обществом. Ее нужно и можно совершенствовать.

Иногда демократию приходится даже отменять. Например, во время войны любое государство обретает черты фашизма – ограничивается свобода слова, развивается ненависть к врагам, прославляется преданность национальному лидеру, гражданские люди подчиняются приказам начальства, как военные. Однако, в мирное время чрезвычайный режим неадекватен и отменяется. Поэтому фашизм обожествляет войну. Фашисты пытаются доказать, будто смертельные враги у нас есть всегда, и война не прекращается никогда.

Вот какое простое, практичное мировоззрение способна предложить всем желающим Партия Научно-Технического Прогресса. Так давайте вместе помечтаем, будто она действительно существует.

Первый вариант статьи