В защиту Ленина.
Поскольку отношения мои с начальством не ясны, а Хозяйка вчера (сегодня?) опубликовала только первую статью с момента введения санкций против меня, а за одну статью никак нельзя достичь тех целей, ради которых санкции были введены (надо как минимум три, да я и сам не чувствую себя исправившимся), постольку пишу "издалека".
На сайте ОР некий гражданин, воспользовавшись моментом, покатил бочку на ленинизм, изображая Ленина дураком.
https://openrussia.org/post/view/16447/
"В брошюре «Три источника и три составных части марксизма» Ленин написал: «Адам Смит и Давид Рикардо, исследуя экономический строй, положили начало трудовой теории стоимости. Маркс продолжал их дело. ... Он показал, что стоимость всякого товара определяется количеством общественно-необходимого рабочего времени идущего на производство товара».
Данный ленинский пассаж до сих пор свободно гуляет по головам аж на академическом уровне, а между тем это полнейшая профанация марксизма – о чём Энгельс вполне доходчиво сказал ещё в «Анти-Дюринге».
На самом деле Маркс вовсе не был на подхвате в подмастерьях у Смита и Рикардо, а, наоборот, на основе анализа этой их теории вскрывал научную несостоятельность всей политэкономии вообще, абсолютно верно резюмируя, что «… труд не имеет и не может иметь никакой стоимости»".
Выпивши, что ли? Что хотел сказать автор, я понял. Но только цитата не совсем удачная, можно бы найти (вырвав из контекста) и "более лучше". Ключевая фраза, объясняющая что здесь к чему, находится как раз вначале следующего абзаца, и ее-то, исходя из каких-то своих соображений, автор не посчитал нужным привести: "Там, где буржуазные экономисты видели отношение вещей.., там Маркс вскрыл отношение между людьми [курсив Ленина. - Джо Барбаро]" (ПСС. Т.23. С.45).
Ленин здесь даже не употребляет слово "труд", чтобы можно было придраться к словам. Здесь говорится не о труде как деятельности рабочего, которая (деятельность) достается капиталисту, купившего рабочую силу (этот труд, труд как деятельность, действительно не имеет стоимости), а всего лишь о том, чем определяется стоимость "всякого товара" (в том числе рабочей силы). Вместе с тем слово "труд" нередко используется в качестве синонима "количества общественно необходимого рабочего времени", равного стоимости рабочей силы.
И вообще, довольно странно судить о "непонимании" Лениным трудовой теории на примере статьи в 3,5 книжных листа, посвященной 30-летней годовщине смерти Маркса и имеющей целью в двух словах (для аудитории журнала "Просвещение", в коем оная была помещена) охватить учение основоположника.
"Там же [sic!] Ленин умозаключил: «Гениальность Маркса состоит в том, что он сумел отсюда и провести последовательно тот вывод, которому учит всемирная история. Этот вывод есть учение о классовой борьбе».
Увы, «опять двойка». Вот слова самого Маркса: «Что касается меня, то мне не принадлежит ни та заслуга, что я открыл существование классов в современном обществе, ни та, что я открыл их борьбу между собою. Буржуазные историки задолго до меня изложили историческое развитие этой борьбы классов, а буржуазные экономисты – экономическую анатомию классов»".
А вот слова самого Ленина: "Со времени великой французской революции европейская история с особой наглядностью вскрывала в ряде стран эту действительную подкладку событий, борьбу классов. И уже эпоха реставрации во Франции выдвинула ряд историков (Тьерри, Гизо, Минье, Тьер), которые, обобщая происходящее, не могли не признать борьбы классов ключом к пониманию всей французской истории" (ПСС. Т.26. С.59).
Что касается переименования партии в коммунистическую, никакой мистики здесь нет.
"Название «социал-демократия» научно неверно, как показал Маркс, неоднократно, между прочим, в «Критике Готской программы» 1875 года и популярнее повторил Энгельс в 1894 году. От капитализма человечество может перейти непосредственно только к социализму, т. е. общему владению средствами производства и распределению продуктов по мере работы каждого.
Наша партия смотрит дальше: социализм неизбежно должен постепенно перерасти в коммунизм, на знамени которого стоит: «каждый но способностям, каждому по потребностям».
Таков мой первый довод.
Второй: научно неправильна и вторая часть названия нашей партии (социал-демократы). Демократия есть одна из форм государства. Между тем мы, марксисты, противники всякого государства.
Вожди II (1889—1914) Интернационала, г. Плеханов, Каутский и подобные им, опошлили и извратили марксизм.
Марксизм отличается от анархизма тем, что признает необходимость государства для перехода к социализму, — но (и в этом отличие от Каутского и К0) не такого государства, как обычная парламентарная буржуазная демократическая республика, а такого, как Парижская Коммуна 1871 г., как Советы рабочих депутатов 1905 и 1917 годов.
Мой третий довод: жизнь создала, революция создала уже на деле у нас, хотя и в слабой, зачаточной форме, именно это, новое «государство», не являющееся государством в собственном смысле слова.
Это уже вопрос практики масс, а не только теория вождей.
Государство в собственном смысле есть командование над массами со стороны отрядов вооруженных людей, отделенных от народа.
Наше рождающееся, новое государство есть тоже государство, ибо нам необходимы отряды вооруженных людей, необходим строжайший порядок, необходимо беспощадное подавление насилием всяких попыток контрреволюции и царистской и гучковски-буржуазной.
Но наше рождающееся, новое государство не есть уже государство в собственном смысле слова, ибо в ряде мест России эти отряды вооруженных людей есть сама масса, весь народ, а не кто-либо над ним поставленный, от него отделенный, привилегированный, практически несменяемый" (ПСС. Т.31. С.179-181).
Отредактировано Александр (2016-07-17 18:09:11)